Рассматриваем: Виды рефлексий в науке - полезные сведения.

Рефлексия — один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание, на процесс его получения. В современной психологической литературе можно также встретить термин « саморефлексия», который нередко имеет различный смысл. Что понимают под рефлексивной способностью? Рефлексия в науке и обучении по матер, науч. Также в образовательной практике мы столкнулись с точкой зрения школьного психолога, которая имела негативное мнение относительно развития рефлексии у школьников. Алексеева, которые считают, что интеллектуальная рефлексия развивается раньше личностной и коммуникативной, что вызывает значительные трудности в межличностном общении у подростков. Современные исследователи психологии научного творчества отмечают, что одной из отличительных черт "талантов высшего ранга" в современной науке является мотивация высшего уровня, проистекающая из высших ценностей человеческой культуры. Гегель полагал, что в предмете воплощается дух, который обнаруживает в нем самого себя по выражению Гегеля, сам предмет рефлектирует в самого себя. У этого термина существуют и другие значения, см. В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач. Нашей задачей и было показать внутреннюю связь европейской философии XVIII—XIX вв.

Возможность экологической катастрофы, угроза войны, разгул преступности, международный терроризм и т. Вряд ли можно представить себе, что момент оценки и самооценки, самосознания, рефлексии по поводу тех или иных законов функционирования науки, ее организации и т. Характер аргументации чаще всего и является индикатором того, на каком уровне протекает рефлексия. Таким образом, наукоучение Фихте перестаёт быть только наукоучением и превращается в своеобразное учение о человеке. Это позволяет получить подтверждение правильности понимания и дает возможность автору внести коррективы в сообщение. С появлением рефлексии связано философское отношение к жизни. Таким образом, исходя из анализа субъектно-деятельностного подхода, можно сказать, что рефлексия представляет собой магистральный путь развития субъектности, самости, уникальности и неповторимости личности. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно на листочках или прямо в тетради. В ходе специально организованных уроков мы предлагаем ученикам осмыслить систему их действий познавательные стратегии в решении различных учебных задач. Кашлев под рефлексией в педагогическом процессе или педагогической рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. В связи с такой особенностью выделяют три основные формы рефлексии: Ситуативная. Итак, в постнеклассической науке идеи историзма и эволюции сливаются в общую картину глобального эволюционизма; объектом науки становятся "человекоразмерные системы", а в состав объясняющих положений включаются социальные цели и ценности. Демидко к рефлексивным умениям относит группу умений, которые обеспечивают рефлексивно-аксиологический компонент креативной деятельности специалистов. Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы.

Ученик при этом оценивает логику построения материала в виде письменного текста, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Так же, как человек не может существовать вне общества, ученый не может экспериментировать «в одиночку», не сообщая о результатах своих экспериментов другим исследователям. Развитие знаний о рефлексии способствует ее дальнейшей дифференциации. Именно эти компоненты в своей развитой форме и составляют «тело» методологии как особой отрасли человеческого знания.

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. К истории литературной критики в классической Греции V-IV в. Одним из важных аспектов развития рефлексии является вопрос генезиса развития рефлексивных средств, который может быть представлен в соотношении с работами Ж. И если во времена Гегеля развитие через борьбу противоположностей было для естествоиспытателей чем-то непонятным и даже иррациональным, то двойственное определение света — и как частицы, и как волны — указывает на победу великого философа над метафизическим мышлением. Reflexion und materialle Praxis. Я и производит объект, не-Я, лишая себя некоторой доли присущей ему активности. Общий же интеллектуалистический смысл метакогнитивистского понятия рефлексии выражен в ее определении Д. Первые три аспекта выделяют рефлексию как рациональное начало организации психического в его интеллектуально-познавательных проявлениях. Философский анализ проблемы бессознательного. По отношению к чему должно быть релятивизировано определение научного прогресса?

Преодоление данного вида противоречий в процессе принятия решения происходит на основе кооперативного типа рефлексии. Выявляя специфику этих особенностей рациональности, следует обратить внимание на приоритеты, акценты, ценности, которые определяют тот или иной тип рациональности. Журнал "ИНТЕЛРОС — Интеллектуальная Россия". Принципы, позволяющие дифференцировать различные типы рефлексии, как уже говорилось выше, основываются на учете той предметной действительности, которая отражается, рефлексируется и преобразуется субъектом. Отсутствие этого сравнения ведет к появлению "недостаточной рефлексии", на что указывал И.

Рефлексия образа действия - это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия стала функционировать в системе философских понятий и категорий. Почему же Фихте отрицает возможность доказательства? Поскольку она выходит за границы знания, постольку она — непознаваема. Что понимают под рефлексивными умениями? В той мере, в которой интегративные тенденции современной науки связаны с механизмами самообращения, самоанализа теоретикопознавательной деятельности, общенаучный уровень рефлексивности задействуется в качестве катализатора интертеоретических обменных взаимодействий. Факторы динамики художественной культуры. В связи с вышесказанным, важно отметить, что, если в какой-либо статье или дискуссии речь идет о рефлексии, изначально необходимо уточнить, о какой конкретно рефлексии идет речь научной — объективной или психологической — субъективной , иначе может быть значительное искажение понимания обсуждаемых вопросов. Причем, поскольку речь идёт о выходящих за пределы опыта предметах, думает он об объективности в собственном смысле слова, что подтверждается его словами: «Но для того, чтобы приписать такому понятию объективную значимость реальную возможность, тогда как первая возможность была только логической , требуется нечто большее.

См. также